В состав учебного флота яхт-клуба войдут 2 исторические яхты

В следующем сезоне к учебному флоту Яхт-клуба Санкт-Петербурга присоединятся две  уникальные исторические яхты – «Ост» и «Капитан Петров». Лодки переданы в дар «Фонду поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт», сейчас им требуется серьезный ремонт. Восстановлением парусников займутся мастера и волонтеры «Фонда». В планах спустить на воду яхты к началу навигации 2019 г., вооружить их и вывести в море.

«Фонд поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт» был создан на базе Яхт-клуба Санкт-Петербурга в 2013 г. Это единственная в России организация, которая даёт вторую жизнь историческим судам. Сейчас в «Фонде» более 20 уникальных исторических судов, среди которых легендарная шхуна «Надежда» 1912 г. постройки, которая с 2015 г. является учебным парусником клуба,  первая российская железная яхта «Утеха», которой в этом году исполнилось 130 лет (старейшая из сохранившихся на сегодня российских яхт, если не считать ботик Петра I), знаменитый дракон «Полюс» – призер многих чемпионатов СССР в своем классе.

Волонтёры и мастера ведут работу над лодками «Ост» и «Капитан Петров». Это трофейные яхты,  которые попали в Советский Союз по репарации после войны. Они являются уникальными не только из-за деревянных изящных корпусов довоенного периода или почтенного возраста. Это, прежде всего, свидетели эпохи,  к которым приложили руку многие известные моряки. В советские годы на них было воспитано не одно поколение гонщиков в Москве и Ленинграде. После капитального ремонта на борту яхт вновь появятся юнги: волонтёры «Фонда» и клуба, курсанты военно-морских училищ и кадеты, которые также станут частью истории этих судов.  

Яхта «Ост»

1936 г. или 1938 г. (данные разнятся)
Построена в  в Эстонии на о. Саарема, вероятнее всего по проекту конструктора Пауля Пинаевича Бутте. После войны вместе с другими трофейными лодками отправлена в Ленинград.  в 1948 году она была прикреплена к Кронштадтскому яхт-клубу, а уже в 1964 году была в 55-м яхт-клубе (ковш Галерного фарватера).

 

В послевоенные годы на яхте долгое время был капитаном советский адмирал, один из основоположников советского парусного спорта Юрий Александрович Пантелеев. Он начал свой путь под парусом ещё в начале двадцатого столетия, одиннадцатилетним юнгой участвовал в походе яхты «Руслан» к берегам Швеции — был свидетелем первого выступления русских яхтсменов в олимпийской регате в Стокгольме в 1912 г. В марте 1918 г. начала службу на флоте. К началу Великой отечественной войны Пантелеев уже имел звание контр-адмирала. В 1941 г. был назначен командиром Ленинградской военно-морской базы, до апреля 1942 года совмещал должности командующего морской обороной Ленинграда и Озёрного района, и командира Ленинградской военно-морской базы. Юрий Пантелеев служил на флоте до 1968 г.

В мирное время Юрий Александрович все свободное время отдавал любимому парусному спорту. Он воспитал многих яхтсменов, на яхте «Ост» он ходил по Финскому заливу и Балтике, отдавал предпочтение шхерным районам. Об истории развития парусного спорта в Ленинграде, о легендарных яхтсменах и их судьбах он рассказал на страницах своей книги «Парус – моя жизнь», где отведено место и воспоминаниям о походах на яхте «Ост». 

 

«Однажды при свежем ветре моя яхта "Ост" шла от острова Гогланд к Ленинграду. Кончалось месячное плавание, все до сих пор шло хорошо, но вот на Гогландском плёсе появилась большая волна и ветер засвежел от северо-запада баллов до семи. Я всегда любил эту яхту, очень мореходную, хоть и старенькую. Как и каждая яхта, она имела свои особенности. "Ост" так нырял в волну, что вода легко взбегала на палубу и летела до самой рубки. Не помню другой яхты, у которой была бы такая сильная килевая качка». Пантелеев Ю.А.. Парус - моя жизнь. СПб: Лениздат, 1984

Яхта «Ост» ходила вплоть до 90-ых годов. В 2015 г. «Ост» была перевезена в яхт-клуб «Нева», на хранение и восстановление. В 2016 г. яхту  передал в дар «Фонду» Александр Артёменко.
 

Яхта «Капитан Петров»

1939 г.

Краснодеревый крейсерский швертбот был построен в Германии. Первое название яхты – «Капитан Прин» (от нем. Kapitan Prien). Лодка была названа в честь известного немецкого подводника периода второй мировой войны Гюнтера Прина. Прин был одним из самых результативных подводников германских военно-морских сил в эпоху Третьего рейха.

 

 

В 1947 г. вместе с другими трофейными судами «Капитан Прин» был отправлен из Германии на «московское море» – Клязьминское водохранилище. Состав с яхтами вышел из г. Куксхагене, в столицу лодки пришли сильно разграбленными, через выломанные люки было вытащено все: посуда, приборы,дельные вещи, канаты, паруса. Яхту «Капитан Прин» отправили в  в яхт-клуб «Спартак».В клубе немецкое название заменили укороченным русским – «Капитан» На восстановление лодки ушёл год. Ремонт проводили спортсмены яхт-клуба, которые в дальнейшем ходили на ней. На «Капитане» ходили самые классные гонщики «Спартака», последним капитаном был известный гонщик, заслуженный мастер спорта СССР Вадим Петров. После его смерти лодке было присвоено имя «Капитан Петров».

В начале 80-ых был на яхте проведён капитальный ремонт в яхт-клубе «Спартак», который длился 6 лет. Тогда краснодеревый корпус зашили стеклотканью, чтобы продлить лодке жизнь.  После капитального ремонта «Капитан Петров» продолжил ходить.

Сейчас яхте вновь требуется серьезный ремонт. Осенью 2018 года яхту передана в дар «Фонду» Александр Гуманов.

 

Контакты

адрес

ул. Береговая 19
Санкт-Петербург
Россия

телефон

+7 (812) 244 98 33

email

ag@poltava1712.com

Напишите нам