Характеристики судна

  • Длина макс., м: 9,45
  • Ширина макс., м: 1,83
  • Осадка, м: 1,5
  • Паруса, м. кв.: 55,74

«Чаечка» - гоночная яхта в 1,5 балла, построена по чертежу В.В. Шталя на верфи Г.В. Эша для В.А. Олсуфьева. Продана в Гельсингфорс г.Шембому. Самая малая яхта для морских плаваний, делала осенью переходы из С.-Петербурга в Гельсингфорс и Ревель. В море ходила под уменьшенной парусностью. (Г.В. Эш, Руководство для любителей парусного спорта, СПб 1895)

Яхта нового типа

В «Очерке деятельности С.-Петербургского речного яхт-клуба за 50 лет. 1860-1910» (СПб 1910) в разделе, посвященном 1891 году, основное место отведено появлению в составе Яхт-Клуба первой «специально гоночной» яхты «Нэн» (владелец Фансмит), построенной на верфи В. Файфа в Ферли в 1889 году. В частности сообщается, что данная яхта демонстрацией своих выдающихся качеств (по сравнению с лодками старых типов) произвела настоящую революцию:

«Новые яхты и ботики теперь стали строиться с боковой поверхностью, как у «Нэн», близко подходящею к треугольнику…

Из яхт нового типа вслед за «Нэн» вскоре появился в Яхт-Клубе 8-митонный тендер «Касатка» Э. Биндемана, постройкой Крейтона в Або по чертежу В. Файфа, шлюп «Чаечка» В.Олсуфьева по чертежу В. Шталя и общественное судно Яхт-Клуба «Адмирал-Жерве», построенное в мастерской Яхт-Клуба по премированному на конкурсе минувшего года чертежу».

Новая концепция оказалось столь удачной, что распространилась по миру в самые кратчайшие сроки и применялась для яхт различных размеров. Характерным примером может служить знаменитая «Gloriana» Натаниэля Херрешоффа построенная в том же 1891 году. До сих пор ходит в море и старейшая яхта Новой Зеландии – «Rona», построенная в Окленде в 1892 году, очень близкая к «Чаечке» по размерам, обводам и компоновке. Но популярность этой концепции была не долгой, новые обмерные формулы и технический прогресс вывели на стартовую линию следующее поколение гоночных яхт.

В море

Первые 2 навигации «Чаечка» активно участвовала в гонках, проходивших в акватории Невской губы, но победительницей не становилась, уступая более сбалансированным лодкам последующей постройки. Определенных указаний на причины неудач не найдено. Однако, скорее всего, проблема заключалась в излишне оригинальном парусном вооружении. Яхты с обводами корпуса подобными «Чаечке» строились, а вот вооружение гуари больше не применялось. Сам Г.В. Эш впоследствии критически отзывался о гуари, отмечая, что «Гуари-такелаж исключительно предназначен для гоночных целей» и «Гуари довольно неудобно в обращении, требуя многочисленного экипажа и очень опытного рулевого».

К сожалению, петербургская история «Чаечки» оказалась недолгой, в 1893 году яхта была продана в Гельсингфорс некоему господину Шембому, дальнейшая ее судьба неизвестна. В те времена перепродажа выходивших из моды столичных яхт в Эстляндию или в Великое княжество Финляндское было делом обычным.

Интересно, что к новому владельцу «Чаечку» перегонял экипаж, в который входил и бывший владелец – В.А. Олсуфьев и строитель – Г.В. Эш. Плаванье в Гельсингфорс с заходом в Ревель, проходившее осенью в условиях штормовой погоды, стало настоящим испытанием мореходности, которое яхта выдержала с честью.

Реплика

Кроме технических, эксплуатационных и, конечно, эстетических достоинств оригинального проекта, выбор прототипа для постройки реплики обусловлен еще и историческим значением «Чаечки»:

  • Типичная представительница стиля гоночных яхт, доминировавшего в мире в начале 90-х годов XIX века.

  • Первая яхта такого типа, построенная в России, за ней были построены «Заноза», «Секрет», «Союз» и многие другие.
  • Яхта спроектирована русским конструктором и построена в Санкт-Петербурге на специализированной яхтенной верфи, являясь таким образом яркой представительницей русской школы яхтостроения XIX века.

Предполагается максимально близкое к оригиналу воссоздание внешнего вида, внутреннего интерьера и парусного вооружения «Чаечки».

Возрожденная «Чаечка» будет принимать участие в мероприятиях, связанных с классическими яхтами и историческими судами, популяризируя парусный спорт, как занятие традиционное и имеющего глубокие исторические корни в России.

На сегодняшний день состояние проекта следующее:

  • На основе копий оригинальных чертежей построена 3D модель, из которой получен точный чертеж теории корпуса.
  • Изготовлены все шпанготуты.
  • Приобретена высококачественная древесина для обшивки корпуса и палубы.
  • Ведется изготовление штевней, киля и шаблонов поперечных сечений корпуса.

 

Контакты

адрес

ул. Береговая 19
Санкт-Петербург
Россия

телефон

+7 (812) 244 98 33

email

ag@poltava1712.com

Напишите нам