Построена в 1936 или 1938 году (данные разнятся) в Эстонии на Таллинской спортивной судоверфи по проекту конструктора Пауля Пинаевича Бутте (также под вопросом). 
По некоторым данным это яхта финского посла в Эстонии. Также по некоторым данным лодка была в 1941 году переправлена немцами из Таллина в Гамбург, откуда после войны вместе с Грифом и другими трофейными лодками отправлена в Ленинград.
Точно известно, что в 1948 году она была прикреплена к Кронштадскому яхт-клубу, а уже в 1964 году была в 55-м яхт-клубе (Ковш Галерного фарватера). 
Ходила до 90-х годов, когда была продана за бесценок экипажу. Лодка начала течь по килевой, поэтому было принято решение о замене килевой балки. Балку разобрали (не всю и не до конца). Дальше дело не пошло. В 2015 году была перевезена в яхт-клуб Нева, на хранение и восстановление.

"Однажды при свежем ветре моя яхта "Ост" шла от острова Гогланд к Ленинграду. Кончалось месячное плавание, все до сих пор шло хорошо, но вот на Гогландском плёсе появилась большая волна и ветер засвежел от северо-запада баллов до семи. Я всегда любил эту яхту, очень мореходную, хоть и старенькую. Как и каждая яхта, она имела свои особенности. "Ост" так нырял в волну, что вода легко взбегала на палубу и летела до самой рубки. Не помню другой яхты, у которой была бы такая сильная килевая качка. Команда "Оста" состояла из четырёх человек - минимум для яхты такого класса. Каждый матрос при деле, лишних или запасных рук нет. поэтому выход из строя кого-нибудь из команды сразу же усложнил бы управление двухмачтовой яхтой с парусами площадью в несколько десятков квадратных метров. 
И вот через час довольно свирепой "болтанки" слёг один, а на траверзе острова Сескар - и второй матрос. С большим трудом я и мой заместитель мичман А.Ф. Каратушин убрали грот и поставили трисель - треугольных штормовой парус. маяк Стирсудден хоть и открылся, но до Зеленогорска было еще далеко. А из каюты доносились приглушённые стоны...... "

Пантелеев А. Ю. Парус-моя жизнь. СПб: Лениздат, 1984

"Помню, стояли мы в Приморске. Приходит ко мне командир яхты "Ост" мастер спорта М.Ю. Серебряков. Вижу, что явно расстроен. Оказывается, он принял решение одного из своих матросов списать на берег и отправить домой. А случилось вот что. Чуть ли не на второй день после прихода на яхту этот "спортсмен" заявил, что яхтингом он занимается в дни своего отпуска, а поэтому намерен отдыхать и загорать. Целый день лежал он на солнышке или спал в каюте, не желаю участвовать ни в каких работах на яхте. Остальным членам команды это в конце концов надоело, и они попросили командира списать парня с яхты. "

Пантелеев А. Ю. Парус-моя жизнь. СПб: Лениздат, 1984

Ветры в шхерах. 
Погода в шхерах имеет свои особенности. Как-то я шул при свежем западном ветре в проливе Бьёркёзунд на яхте "Ост". Видимость была плохой, над морем стояла мгла. Маяк Стирсудден увидели вовремя, как и рассчитывали. 
Стоит он на мысу, выступающем в море, берег здесь поворачивает к северу, и близ мыса находятся два больших открытых плёса. Здесь у каменистых берегов, во время штормовых ветров с запада разводящих очень большую волну, в старину гибло много кораблей. В 1794 году шторм выкинул на камни парусник "Маргарита", в 1818 году - бриг "Фальк". И список этот может быть продолжен. Даже в 1947 году тут разбилась на камнях и погибла прекрасная яхта "Валгала". Сделав неудачный поворот через фордевинд, яхта потеряла мачту и стала на якорь недалеко от берега. При ветре в семь-восемь баллов и большой волне якорный канат лопнул и "Валгалу" выбросило на камни. 
Пришли траверз маяка, и кто-то из матросов беспечно сказал: 
- Мы при таком ветерке, наверно, один галсом пробежим пролив в галфвинд?.. 
Мой заместитель мичман А.Ф. Каратушинуже не раз плавал в этих местах и поэтому, посмотрев на меня, улыбнулся. Он-то знал, что направление ветра в море часто не совпадает с его направлением в шхерах. Дело в том, что ветер, подходя с моря к шхерам, как бы упирается в преграду из больших скалистых островов и густых сосновых лесов, упорно ищет выход и с силой устремляется туда, где нет этих препятствий. Ветер меняет направление и дует в шхерах сильнее, чем в море. Образуются как бы мощные сквозняки. Так, при западном ветре в море, в проливе Бьёркёзунд обычно дует сильный северо-западный ветер, разводящий к тому же крутую волну. Пришлось "Осту" идти в пролив не в галфвинд, а заняться лавировкой - ветер в шхерах имел другое направление, чем в море. 
Летом бывает так? в море штиль, а когда яхта входит в шхеры, появляется ветерок. Его направление зависит от конфигурации берегов. Нужно быть осторожным, выходя из-за большого острова на плёс. Обычно у мысов дует значительно сильнее. Однажды я видел, как, едва показавшийся из-за высокого лесистого острова Долгунец, швертбот класса "М" мгновенно лёг парусами на воду. 
В обычных условиях большая укрытая бухта с достаточными глубинами обеспечивает безопасную стоянку яхты. Но в шхерах нужно быть настороже. При определённых направлениях ветра, бухта может превратиться в вентиляционную трубу, и тогда яхту не спасут даже два отданных якоря. 
Так в 1972 году в бухте острова Игривый я менял место стоянки швертбота "Руслан" - яхту дрейфовало. В бухте острова Густой, казалось закрытой от метров при шторме от северо-востока сдрейфовала на мель большая яхта "Балтика". Снять ее с мели удалось только через сутки. 
Осенью 1975 года в той же бухте при северо-западном метре в восемь-девять баллов большая яхта иол "Океан" едва удержалась на двух якорях и под мотором от посадки на камни. 
Красивые бухты в шхерах могут стать предательскими ловушками. Яхтсмен должен знать особенности стоянки в бухтах при ветрах различных направлений. 

Пантелеев А. Ю. Парус-моя жизнь. СПб: Лениздат, 1984"

Контакты

адрес

ул. Береговая 19
Санкт-Петербург
Россия

телефон

+7 (812) 244 98 33

email

ag@poltava1712.com

Напишите нам