Характеристики судна

  • Длина макс., м: 7,00
  • Ширина макс., м: 2,27
  • Высота борта на миделе: 1,00
  • Материал корпуса: красное дерево
  • Пассажировместимость, чел.: 5

 

В Нижегородской области сохранилась раритетная деревянная немецкая яхта «Букан» 1905 года постройки, служащая украшением волжской акватории.

 

Почему ею заслуженно гордится нижегородская яхтенная общественность, рассказывает Леонид Александрович Постнов, ветеран НФПС, мастер спорта СССР, один из авторов книги "Нижегородские паруса":

– Мы должны быть благодарны всем людям, сохранившим яхту «Букан» как живой памятник профессору Михаилу Вениаминовичу Колокольцеву – выдающемуся хирургу, вернувшему к жизни не одну тысячу раненых бойцов, замечательному яхтсмену, заслуженному мастеру спорта СССР, которому 8 марта 2014 года исполнилось бы 110 лет.

О том, как появилась эта яхта в городе Горьком, я узнал в 1966 году во время гонки ветеранов горьковского парусного спорта, организованной по инициативе Г.И. Хонякевича. Ветераны гонялись в национальном классе «М» рулевыми, а экипажи состояли из молодых яхтсменов. В составе экипажа яхты «Фараон» вместе с Олегом Таждиновым мне довелось принимать участие в этой гонке.

Рулевым яхты «Фараон» был заслуженный мастер спорта СССР Михаил Вениаминович Колокольцев, который поведал следующую историю. Оказывается, в конце 40-х годов прошлого века по репатриации из г. Кёнигсберга (Калининграда) в Горький были направлены три швертбота. Один из них, «Букан» – швертбот национального немецкого класса «Н» постройки 1905 года с обшивкой из красного дерева и козырьком вместо рубки – Спорткомитет СССР подарил ему, а два других были переданы в горьковский «Водник» (впоследствии они сгорели при пожаре 1967 года).

На тот момент «Букан» был с парусным вооружением КЭТ, деревянной изогнутой мачтой «гуари» с рельсой и ползунами и длинным деревянным гиком. Грот был хлопчатобумажным. К 1960 году на яхте был установлен бензиновый двигатель 3 л.с., с передачей через прямой вал на винт.

Михаил Вениаминович на «Букане» ежесезонно до 1990 года путешествовал по Волге до р. Ветлуги, где и проводил свой отпуск. К 1990-м годам яхте потребовался капитальный ремонт, и Колокольцев, понимая, что с этим ему не справиться в силу преклонного возраста и состояния здоровья, передал яхту члену Горьковского Центрального яхт-клуба Евгению Татаркину.

Евгений демонтировал двигатель и вал, сделал заново козырек, заменил подгнившую краснодерёвую обшивку, но в силу различных обстоятельств продолжить ремонт не смог и передал яхту члену ГЦЯК Валерию Лаухину. На протяжении двух лет Валерий по разным причинам так и не приступил к ее восстановлению, и передал эстафету своему товарищу по клубу Андрею Молькову.

С этого момента у яхты началась вторая жизнь. Андрей как профессиональный кораблестроитель (выпускник кораблестроительного факультета Горьковского политеха), к тому моменту завершивший строительство яхты «Одесса-200», подошел к ремонту «Букана» со всей тщательностью. Он восстановил теоретический чертеж яхты и подготовил ее рабочий проект, используя самое современное математическое обеспечение в области судостроения (систему «АПИРС», разработанную под руководством А.В. Александрова, также выпускника корфака ГГПИ).

Когда встал вопрос о проектировании парусного вооружения яхты, Андрей обратился ко мне, и совместно мы проработали около 10 вариантов. В результате были приняты следующие решения:

1. В целях безопасности (район эксплуатации – Горьковское водохранилище) и предотвращения попадания воды в деревянный корпус яхта перепроектирована из швертбота в мелкосидящую килевую яхту.

2. Для укрепления деревянных конструкций корпус яхты изнутри оклеен несколькими слоями стеклоткани на эпоксидной смоле.

3 Парусное вооружение – бермудский шлюп, с алюминиевым рангоутом и дакроновыми парусами.

4. Из трех типов киля («Звездника», таллиннского четвертьтонника и 25Р) выбран 25Р, обрезанный на 300 мм.

В связи с отъездом на новое место работы Андрей доверил восстановление яхты своему младшему сыну Александру, который блестяще справился с этой задачей, настелив палубу, выполнив работы по общему расположению и установив рангоут, такелаж и латунное палубное оборудование. 

Контакты

адрес

ул. Береговая 19
Санкт-Петербург
Россия

телефон

+7 (812) 244 98 33

email

ag@poltava1712.com

Напишите нам